Украинские банки массово отменяют введенные из-за войны кредитные каникулы. «Часом Х» назначен первый день июня. Это значит, что менее, чем через 3,5 недели, украинским заемщикам предстоит оплачивать не только проценты по кредитам, но и прописанные в договорах суммы, со всеми вытекающими последствиями за просрочки и неуплаты (размер штрафа в ряде случаев может превышать 30%/год.)
Подробности
Первым заявил о готовности взимать с клиентов полную стоимость кредитов «Приватбанк», затем его примеру последовал «Монобанк». Спровоцированный соответствующими месседжами общественный резонанс вынудил руководство первого из названных фининститутов «сдать назад»: пресс-секретарь «Привата» Олег Серга в беседе с журналистами «Обозревателя» упомянул о том, что окончательное решение об отмене кредитных каникул еще не принято, однако независимые эксперты словам функционера «почему-то» не поверили.
Причина скепсиса – фраза Серги о поиске решения для заемщиков, которые не имеют возможности платить. В чем именно будут выражаться анонсированные послабления, пресс-секретарь не уточнил. Эксперты предполагают, что речь идет о реструктуризации («растягивании» платежа на более долгий срок).
Проблема с неплатежеспособностью заемщиков – не единственная «головная боль» для украинских банкиров. Вторая проблема – как быть с кредитами, выданными на оккупированных Россией территориях, где даже финансово устойчивые клиенты не хотят возвращать взятые в долг средства. Причина отказов – растиражированное бывшим членом Партии регионов Олегом Царевым обещание оккупантов «простить» все долги украинским банкам (бывший регионал, в частности, заявил, что жителям оккупированного Мелитополя больше не надо ломать голову над тем, как расплатиться по кредитам с украинскими банкирами).
Третья проблема – юридическая коллизия (в законодательстве прямо прописан запрет о взимании полной стоимости кредитов во время военного положения, тогда как НБУ в одной из своих «постанов» назвал решение банков о введении кредитных каникул их личной инициативой, а свой указ на этот счет – «рекомендацией»).
С другой стороны, в условиях войны, разрыва контрактов и массового оттока клиентов многие банки рискуют остаться без необходимой для продолжения финансовой деятельности ликвидности. Как следствие, банкиры будут вынуждены искать некий «разумный баланс», отмечает Андрей Дубас из Ассоциации украинских банков. Предложенный им компромисс – взимание денег с должников, находящихся вне территории активных боевых действий, и продолжение кредитных каникул для клиентов из охваченных войной и оккупированных территорий.
Мнение финаналитика Василия Невмержицкого диаметрально противоположное: по его словам, банкиры лукавят, денег у них хватает, кредитные каникулы необходимо продлевать. В подтверждение своих слов эксперт сослался на официальную статистику НБУ, согласно которой объем аккумулированных на корреспондентских счетах участников рынка средств превышает ₴200 млрд.
Если же банки наплюют на решение Торгово-промышленной палаты о признании ситуации форс-мажором и начнут «нависать» на заемщиков с требованием вносить полные платежи по кредитам, эксперты рекомендуют гражданам договариваться с кредиторами полюбовно, а именно просить предоставления отсрочки и продления кредитных каникул, подкрепляя слова о невозможности платить подтверждающими документами.